Есть во взаимоотношениях свадебного фотографа и его клиентов такой тонкий вопрос: кому принадлежат права на свадебные фотографии? Кто и на что имеет право? И не появятся ли свадебные фотографии заказчиков «где-нибудь не там»?
Давайте я вкратце, не слишком углубляясь в правовую сторону вопроса, расскажу, как это происходит на практике. Хотя, совсем обойтись без упоминания законов нам не удастся.
Самое главное правило: если вы не хотите, чтобы фотографии с вашей свадьбы использовались фотографом для его целей – скажите ему об этом до того, как заключите договор. Обычно все вопросы решаются простой человеческой договоренностью. Однако, прежде чем ставить «шлагбаум» перед фотографом и его правом использовать кадры вашей свадьбы, выслушайте и его резоны.
Прежде всего, стоит подумать, о каком именно использовании снимков с вашей свадьбы может идти речь. Если о коммерческом использовании (например, в рекламе), то все просто и однозначно: за деньги клиента делать фотографии, которые потом ещё раз будут продаваться - это нехорошо. Либо свадебная фотография – либо коммерческая.
Если же речь идет о размещении лучших снимков на страничке фотографа в глобальной сети или его альбоме, то это уже совсем другой вопрос. Подумайте, вы ведь и сами выбирали этого мастера по снимкам с его предыдущих свадеб. Плохой кадр фотограф сам не будет размещать, это не в его интересах. А хорошую – почему бы не показать.
С другой стороны, заказчик оплачивает работу свадебного фотографа и имеет право на своё мнение по этому поводу. Если это принципиальный вопрос для молодоженов, то фотографии не должны появляться нигде. Проще всего добавить этот пункт в договор на услуги свадебного фотографа. Хотя, даже если такого пункта нет (или договор был только на словах), то клиент может быть уверен, закон все равно на его стороне. Так как фотограф работает по заказу клиента, то и все права на продукт этой работы принадлежат клиенту.
Единственное исключение – если в договоре на оказание услуг, заключенном с фотографом, указывается, что он имеет право на использование результатов работы в своих целях. Например, в демонстрационных (портфолио, выставки, фотогалереи и так далее).
Кстати, стоит отметить, что клиенты также не имеют права использовать фотографии в коммерческих целях. Свадебные фотографии делаются для личного и семейного просмотра. Если речь идет о коммерческой съемке – то ценник для заказчика может оказаться другим.
Есть ещё экстремальный вариант, когда клиент «страхуется» от возможного появления снимков со свадьбы в сети или прессе, забирая все «флешки» из фотокамер сразу же после завершения свадьбы. Но это уже какой-то параноидальный вариант, пригодный разве что для звезд, прячущихся от желтой прессы. Плохо в нем даже не то, что придется возмещать стоимость носителей, а то, что вместо качественного конечного продукта клиент получает кучу необработанного материала и может оказаться разочарованным в результате. Ведь выбирают фотографа не по сырому материалу, а по готовым, отобранным и обработанным снимкам. Да и то, что заниматься обработкой фотографий будет не тот, кто их делал – это ещё один минус. Все-таки у автора могла быть какая-то своя задумка, которая может пропасть в результате такой «совместной» работы.
Но вернемся к нормальным вариантам и вопросам. Чем может грозить заказчикам их запрет на использование фотографом их фотографий в качестве примеров своих работ? Ну, например, некоторые фотографы при таком запрете могут поднять цену своих услуг. Это объяснимо, так как фотограф теряет возможность продвигать себя с помощью этих работ, и, соответственно, уменьшает свои возможность по получению прибыли в дальнейшем. Хотя, мне кажется, что у хорошего фотографа, который работает на свадьбах не первый год, набирается основательное портфолио. И запрет одного-двух клиентов на использование их снимков (а это действительно нечастая история) никак не повлияет на полноту или убедительность портфолио.
Главное, что стоит запомнить: об использовании фотографий и материалов свадебной фотосъемки нужно договариваться заранее. Если свадебному фотографу дорога его репутация, то, для того чтобы снимки не появились в сети, будет достаточно простого желания заказчиков. Для уверенности этот пункт можно добавлять в договор на оказание услуг, но даже без него закон на стороне заказчика.